СлабовидящимСлабовидящим

Учение с увлечением

Материал взят из журнала «Республика» (опубликован в 6 номере за 2020 год)

В сентябре в Удмуртском государственном университете начнёт работать центр дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации» имени Вернадского (ДНК). Это уникальный проект, который реализуется в рамках национального проекта «Образование» и его подпроекта «Успех каждого ребёнка».

В третьем корпусе УдГУ, где когда-то находился бывший художественно-графический факультет, заканчиваются последние приготовления накануне открытия нового Дома научной коллаборации, который распахнёт свои двери 1 октября. Большой ремонт, начавшийся еще в прошлом году, близится к завершению. В учебных кабинетах и фойе ещё пахнет свежей краской, в лабораториях устанавливается новое оборудование, руководство и педагоги обсуждают важнейшие моменты, связанные с будущей работой ДНК. Пройдёт совсем немного времени, и это здание наполнится детскими голосами – ребята из разных школ Ижевска придут сюда, чтобы познакомиться с удивительным миром науки. И кто знает, может быть, кто-то из них в будущем станет новым Ломоносовым, Менделеевым, Вавиловым или Вернадским.

Открытие ДНК имени Вернадского в Ижевске – это результат огромной совместной работы нескольких ведомств: Правительства УР, Министерства образования и науки УР, Удмуртского государственного университета. Большую роль в его создании сыграли министр образования и науки УР Светлана Михайловна Болотникова, руководитель Регионального центра одарённых детей УР «ТАУ» Римма Римовна Бякова, ректор УдГУ Галина Витальевна Мерзлякова, директор Института дополнительного образования УдГУ Михаил Юрьевич Малышев и многие другие.

– Основная миссия ДНК – формирование у школьников ценности саморазвития на протяжении всей жизни с помощью реализации общеобразовательных программ, отвечающих приоритетным направлениям научно-технологического развития России. Центры «Дом научной коллаборации», создаваемые на базе вузов, предоставляют школьникам возможность получить опыт работы над научными задачами вместе с настоящими учёными и внести собственный вклад в проводимые исследования. ДНК в Ижевске не случайно носит имя известного русского учёного Владимира Ивановича Вернадского. Это связано с тем, что УдГУ входит в консорциум «Вернадский», который создан совместно с Московским государственным университетом. Научные результаты в рамках ДНК вписываются в общую концепцию работы университета по направлению консорциума «Вернадский», – рассказывает ректор УдГУ, профессор Галина Витальевна Мерзлякова.

– Наш университет накопил огромный опыт работы со школьниками и абитуриентами, – продолжает директор Института дополнительного профессионального образования УдГУ, кандидат исторических наук Михаил Юрьевич Малышев. – Мы не только проводим занятия по подготовке к поступлению в вуз, но и организуем олимпиады для школьников, открытые лекции, конференции, «Экскурсии с профессором». У нас работает «Малый университет» для ребят, в котором ведут занятия ведущие преподаватели наших институтов. Таким образом, ежегодно через нас проходит около трёх тысяч школьников. Поэтому в прошлом году совместно с министерством образования и науки Удмуртии мы решили подать заявку на участие в конкурсе в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка», который входит в нацпроект «Образование». К счастью, наши усилия увенчались успехом: мы вошли в число 12 регионов страны, которые были признаны победителями конкурса. Безусловно, эта победа окрылила нас, и уже в августе 2019 года началась серьезная работа по подготовке к открытию Дома научной коллаборации на базе УдГУ.

Что такое ДНК?

Проект ДНК реализуется в России с 2019 года. В «первой волне» на базе вузов страны было открыто более десяти подобных центров. В этом году начнут работать ещё около 30 ДНК, в том числе и в Ижевске на базе Удмуртского госуниверситета. Планируется, что в течение трёх лет в России будут открыты 100 подобных учреждений. Обучение в Доме научной коллаборации будет проходить в формате пяти образовательных проектов: «Урок технологии», «Урок биологии», «Детский Университет» (5–9 классы), «Малая Академия» (10–11 классы), «Педагог К-21», который предполагает повышения квалификации учителей.

Основные задачи – развитие широких компетенций у школьников и преподавателей с использованием современных методов и технологий, разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций с участием российских и международных компаний.

Ключевые направления ДНК – физиология, экология, генетика, а также дизайн CAD, реверсивный инжиниринг, лазерные технологии, изобретательство и рационализаторство, мобильная робототехника и материаловедение.

Общая площадь ДНК – 735 квадратных метров. В обновлённом здании для школьников подготовлены не только учебные кабинеты и лаборатории, есть также шахматная зона, лекционный зал, коворкинг для творческих стартапов и даже специальная стена с фотографиями известных учёных. Безусловно, всё это поможет школьникам почувствовать себя на «одной волне» с представителями научной сферы.

С ребятами будут работать самые лучшие преподаватели, аспиранты и студенты УдГУ – биологи, физиологи, химики, технологи, психологи. Кроме того, планируются встречи с учёными, интересными людьми, с бизнесменами и представителями заводов. Будут создаваться временные научные коллективы, в рамках которых ребята будут проводить свои исследования. На занятиях они смогут овладеть такими компетенциями как креативность, критическое мышление, умение работать в команде и коммуникативные навыки.

– Мы собрали команду опытных преподавателей и молодых аспирантов из разных институтов УдГУ. У нас прошла учёба по повышению классификации в режиме онлайн, в которой приняли участие 16 преподавателей. Почти каждый день мы участвуем в вебинарах, которые проводят наши московские коллеги. Безусловно, из-за эпидемии коронавируса нам пришлось на ходу корректировать планы и вносить изменения в процесс подготовки открытия ДНК. Задержался ремонт, изменился курс рубля и некоторое оборудование подорожало. Но я думаю, что нам удастся выполнить все намеченные работы и 1 сентября мы обязательно откроем ДНК, – подчеркнул Михаил Малышев.

Первые шаги в науку

Организаторы ДНК уверены, что этот проект будет востребован среди школьников и позволит заинтересовать их наукой. Это очень важно, поскольку многие талантливые ребята, победители всероссийских и республиканских предметных олимпиад после окончания школы уезжают из Удмуртии и поступают в вузы Москвы, Петербурга, Казани и других городов.

– Наша основная задача – заинтересовать ребят, чтобы у них появилось желание заниматься научной деятельностью в родной республике. Сейчас как никогда очень важно, чтобы талантливые и перспективные старшеклассники поступали в вузы Удмуртии и оставались здесь работать. Безусловно, это общая задача, которая требует комплексного решения совместно с Правительством Удмуртии, Министерством образования и науки и другими заинтересованными ведомствами. Надо отметить, что Удмуртский государственный университет под руководством ректора Галины Витальевны Мерзляковой многое делает для того, чтобы ребята со школьных лет могли приобщиться к удивительному миру науки. Я уверен, что открытие Дома научной коллаборации будет для них первой ступенькой на пути к научным открытиям, – отмечает Михаил Юрьевич.

Итак, к открытию ДНК почти всё готово – программы, кадры и оборудование. У ребят будет прекрасная возможность окунуться в университетскую атмосферу, познакомиться с интересными людьми и поработать на уникальном оборудовании, которого нет в обычных школах.

– Мы планируем в течение первого года обучить 400 учеников с 5 по 11 классы. В учебных группах будет по 12-14 человек. Причём для ребят эти занятия будут бесплатными. Они будут заниматься по 1-2 раза в неделю на протяжении нескольких месяцев. Уже разработаны программы обучения, которые рассчитаны на 72 часа. И надо отметить, что желающих заниматься в ДНК очень много. Ещё весной около 60 школ Ижевска подали заявки и сообщили, что готовы ходить на занятия целыми классами. Также запись будет осуществляться через систему «Навигатор» по Интернету, – подчеркнул Михаил Малышев.

Технология по-новому

Зав. кафедрой теории и методики технологического и профессионального образования ИППСТ УдГУ, кандидат педагогических наук, доцент Алексей Евгеньевич Причинин подчеркивает, что уроки технологии уже давно нуждались в обновлении.

– Многие помнят, что в советское время существовали учебно-производственные комбинаты, где школьники получали рабочие профессии, – рассказывает он. – Но в 90-е годы эта система была разрушена, почти в это же время в школах появился новый предмет – «Технология». Однако новый предмет во многом базировался на устаревшей материально-технической базе, все в меньшей степени отражал перспективные технологические направления. Необходимо было кардинально изменить содержание этого предмета, материально-техническую базу школьных мастерских и систему подготовки учителей. В конце 2018 года была принята концепция преподавания предметной области «Технология», которая кардинально изменила содержание этого предмета. Теперь школьники смогут изучать компьютерное черчение, промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные технологии, нанотехнологии, агро- и биотехнологии и многое другое. Соответственно, в рамках проекта «Урок технологии» в ДНК мы наполняем содержание новыми модулями.

– Чем конкретно будут заниматься ребята на «Уроке технологии» в ДНК?

– У нас будут организованы занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Урок технологии», включающей шесть модулей: виртуальная и дополненная реальность, промышленный дизайн, информационные технологии, аэро и геотехнологии, робототехника и информационные технологии. А после этого они смогут углублённо изучать одно из этих направлений в «Детском университете» (программы «Управление цифровыми системами», «Основы мехатроники») или в «Малой академии» («Программирование микроконтроллеров», «Беспилотные летательные аппараты в геоинформационных технологиях», «Реверсивный инжиниринг»).

Как отметил Алексей Причинин, уже закуплено около 100 единиц современного оборудования для занятий. В их числе – квадрокоптеры, шлемы виртуальной реальности, экшн-камеры, наборы для изучения робототехники, микроконтроллерные платформы, токарный и фрезерный станки с ЧПУ, 3D принтеры, лазерный гравёр, ручной автоматизированный инструмент, необходимое программное обеспечение и многое другое. Это позволит создавать различные проекты, связанные с программируемыми устройствами.

Биология для любознательных

Если ребёнок со школьных лет начнёт интересоваться наукой, будет проводить какие-то опыты и участвовать в реализации проектов, то можно быть уверенным, что в будущем он обязательно придёт учиться в университет, считает заместитель директора по научной работе Института естественных наук УдГУ Иван Анатольевич Черенков.

– УдГУ – единственный вуз в Удмуртии, где есть специальности «биология» и «биотехнология», – рассказывает Иван Анатольевич. – Но школьная программа не может в полной мере обеспечить практические навыки использования современных научных технологий. Во многих школах нет нужного лабораторного оборудования, нет системы его использования – в таких условиях нереально вовлечь детей в научные проекты высокого уровня. А подготовку будущих специалистов нужно начинать как можно раньше, и в этом может помочь наш университет.

Как отметил Черенков, на уроки по биологии в ДНК могут прийти ученики 5-6 классов. Занятия будут проходить в непринуждённой обстановке, чтобы ребята почувствовали себя настоящими исследователями. Они смогут рассмотреть в микроскоп мельчайшие организмы, сфотографировать клетку или провести занимательные опыты. Ученики 9-10 классов будут изучать более фундаментальные вещи. Например, они узнают, как делаются гистологические срезы или как белки разделяются электорофорезом. А дальше те дети, которые, пройдя ознакомительный курс, проявят интерес к углубленному изучению предмета, смогут подключиться к проектам для решения реальных кейсов университета. Также в ДНК будут проходить подготовку учителя биологии, которые зачастую «варятся в собственном соку». Здесь же они смогут обновить свои знания и познакомиться с новыми методиками обучения, которые в дальнейшем смогут использовать на своих уроках в школе.

Безусловно, результат создания Дома научной коллаборации мы увидим не сразу. Но уже сейчас ясно, что этот новый образовательный центр поможет ребятам определиться с выбором будущей профессии и выстроить собственную траекторию развития.

ДНК 1 ДНК 2 ДНК 3 ДНК 4