СлабовидящимСлабовидящим

Кадры для образования «от УдГУ»

Школьное образование – предтеча высшего. Запросы детей и родителей, нацеленных поступать в лучшие вузы страны, обеспечивают лицеи и гимназии Ижевска.

Часть из них возглавляют выпускники УГПИ-УдГУ. В их числе Валентина Александровна Харитонова, окончившая УГПИ в 1964 году, многолетний директор гимназии № 56, отмеченный самым престижным званием – Народный учитель РФ.

Её преемница на посту директора – ученица Харитоновой и выпускница УдГУ Марина Викторовна Никитина. А Валентина Александровна перешла на должность заместителя на научно-методической работе и руководит проектом Федеральной инновационной площадки, которой гимназия № 56 является несколько лет. В 2018 году деятельность МАОУ «Гимназия № 56» в статусе ФИП признана «Лучшей практикой», и полученные результаты рекомендованы для распространения и внедрения в массовую практику деятельности образовательных организаций. В. А. Харитонова курирует инновационный проект «Создание автоматизированной системы управления процессом формирования индивидуальной образовательной траектории субъектов образовательного процесса», который реализуется в 2016-2020 годах.

На высокий уровень школьного образования нацелены и «базовые школы РАН». Это совместный проект Российской академии наук и Министерства просвещения РФ, цель которого – создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий. В Ижевске «школами РАН» стали три лицея. Один из них – лицей № 41 – возглавляет Татьяна Владимировна Анисимова.

Совсем другим направлением образования – инклюзивным – занимается Наил Рафикович Сираев, директор ижевской школы-интернат № 15, созданной для детей с проблемами слуха. Для него эта работа началась с вуза: в 1980 году Н. Р. Сираев окончил исторический факультет УдГУ и по распределению был направлен в школу-интернат № 15 г. Ижевска. В 1991 году получил высшее дефектологическое образование в Московском государственном педагогическом институте. В 2006 году его назначили директором школы-интерната.

– Начинать было трудно, – вспоминает Наил Рафикович, – у школы оставалась слабая техническая база, требовалось омолаживать коллектив, было много сложностей с детьми. И главное, нужно было понять перспективы школы. Они прояснились, когда мы с зав.кафедрой педагогики и педагогической психологии Татьяной Филипповной Вострокнутовой запустили ряд проектов. Они касались здоровьесберегающих технологий, расширения функционала интерната и другого.

Так школа-интернат № 15 постепенно стала одним из лидеров коррекционного образования России. В 2014 году её поддержали городским грантом «Одарённый коллектив». Её воспитанники – участники чемпионатов Европы, мира и Сурлипийских игр по горнолыжному спорту, победители Международных конкурсов творчества детей с нарушением слуха. Эти победы не скрывают сложнейших проблем, с которыми сталкиваются педагоги-дефектологи.

– Желающих попасть к нам много, – говорит директор интерната. – К сожалению, растёт количество детей с разными нозологиями: у нас уже учатся слепые ученики, с опорно-двигательными проблемами, конечно, глухие. Хотя последних стало меньше: их родители часто ведут на имплантацию в надежде, что эта операция вернёт слух. Часто чаяния не оправдываются, но ребята у нас не возвращаются.

Атмосферу школы, конечно, определяет педагогический коллектив: текучки у нас нет, а специалисты, в основном, «доморощенные»: всех, кто приходит в школу, мы отправляем на курсы дефектологов. У нас хорошее сотрудничество с Институтом педагогики, психологии и социальных технологий УдГУ. Их наработки по коррекционной педагогике нам очень нужны, их студенты – это наши кадры. Очень жаль, что многие выпускники УдГУ потом уезжают за пределы Удмуртии. А хотелось бы, чтобы со студенческой скамьи они привязывались к школе, не боялись и хотели в ней работать. Я с грустью вспоминаю педагогический энтузиазм нашего поколения: сегодня престиж профессии учителя упал, и задача государства – вернуть ей статус и уважение.

Работа этого директора замечена и отмечена: Н. Р. Сираев как победитель Международного конкурса «Интеграция детей с ограниченными возможностями в нормативную образовательную среду» представлял образование России на Международном симпозиуме в Израиле (2011 год). Имеет звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации» (2013 год), стал «Лучшим директором школы – 2014».

Очередное признание случилось недавно. 21 мая 2020 года на 43-й сессии Городской думы Ижевска депутаты приняли решение присвоить звание «Почётный гражданин города Ижевска» пяти жителям города. Среди них Наил Рафикович Сираев.

Звание присваивается за выдающийся вклад в экономическое, социальное и культурное развитие города.